+7(831)63-354-25
Нижегородская обл.,Воскресенский район,
село Богородское ул. Комсомольская д.9б
Независимая оценка качества образования
Добро пожаловать на сайт МОУ Богородская СШ!

Независимая оценка качества образования

 

 

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ЛАБОРАТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ИЗМЕРЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

 

 

Аналитические материалы

по оценке качества образования

в МОУ Богородской СШ

Воскресенского района Нижегородской области

 

январь 2016

Введение

Ведущим приоритетом государственной социальной политики России является повышение качества жизни её граждан, важным составляющим которого выступает качество образования.

В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» дан социальный заказ: обеспечить формирование независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности.

В русле реализации названного Указа Президента Постановлением Правительства РФ от 30.03.2013 №286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»

- определены задачинезависимой системы оценки качества: обеспечение полной, актуальной и достоверной информацией о порядке предоставления организациями социальных услуг, в том числе в электронной форме; формирование результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности;

- показана необходимостьсоздания общественных советов; установлены их функции;

- заданы полномочия органов, осуществляющих функции учредителя образовательной организации, при проведении оценки качества образования.

Во исполнение ведущих положений государственной социальной политики относительно независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, вышел ряд правовых документов, регламентирующих и регулирующих процедуры независимой оценки качества образования, среди которых: Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», утверждённая постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р, и другие.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» даёт определение качества образования (в разделе основные понятия) и вводит процедуру независимой оценки качества образования (статья 95), где  определены её цели:

 - выявление соответствия предоставляемого образования потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;

- оказание физическим и юридическим лицам содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими программ на российском и международном рынках.

В Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» заданы приоритеты государственной политики в области оценки качества образования, среди которых

- внедрение механизмов внешней независимой системы оценки качества работы образовательных организаций с участием общественности и работодателей;

- включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления;

- развитие кадрового потенциала в области педагогических измерений и оценки.

На региональном уровне было принято распоряжение Правительства Нижегородской области №1844-р от 10 сентября 2013 года «О формировании в Нижегородской области системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», в котором поставлены следующие задачи:

- создание общественных советов по оценке качества работы государственных учреждений, оказывающих социальные услуги;

- осуществление мониторинга общественного мнения, полученных результатов оценки качества работы учреждений, рейтингов их деятельности и подготовка предложений об улучшении качества их работы;

- осуществление контроля размещения государственными учреждениями информации на официальном сайте в сети «Интернет» в соответствии с установленным порядком.

Во исполнение ключевых положений государственной политики в области качества общего образования сотрудниками лаборатории социально-педагогических измерений в образовании ГБОУ ДПО НИРО была разработана и апробирована технология независимой оценки качества образования в школе.

В 2105/2016 учебном году данная технология независимой оценки качества образования применялась во всех образовательных организациях Воскресенского района Нижегородской области, что позволило:

- обеспечить объективную оценку качества деятельности всех организаций основного и  среднего общего образования Воскресенского района с привлечением внешних независимых экспертов;

- выстроить обоснованные рейтинги и рэнкинги школ Воскресенского района по единой технологии оценки;

- оценить соответствие условий образовательного процесса  государственным требованиям и стандартам в школах района;

- определить образовательную и социальную результативность деятельности организаций основного и среднего общего образования района;

- изучить уровень удовлетворенности потребителей (родителей и обучающихся) качеством образовательных услуг;

- получить информационную основу для принятия управленческих решений по развитию образовательной системы муниципального района, каждой образовательной организации.

В технологии независимой оценки соотносятся три параметра, характеризующие качество образования:

1) результативность деятельности образовательной организации;

2) условия реализации основной образовательной программы;

3) удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг.

Три обозначенных параметра качества состоят из набора показателей. Каждый показатель обладает признаком, который либо выражен, либо не выражен в практике деятельности образовательной организации. В соответствии с выраженностью признака присваивается значение показателя  в 1 или 0 баллов. Выраженность признака определяется с помощью различных методов: анализа документации, наблюдения экспертов, анкетирования, экспертной оценки и др. Методы измерения органично включены в деятельность школы и традиционно осуществляются в образовательной организации.

Набор показателей каждого из параметров в образовательной организации имеет нормативно-правовое обоснование и может быть изменено в соответствии с  действующим законодательством.

Три группы показателей: результативность, условия и мнение потребителей, —  эффективнее всего рассматривать взаимосвязано, что даёт возможность сделать лепестковая диаграмма.

Оси лепестковой диаграммы, выходящие из одной точки, соответствуют трём параметрам качества образования. На этих осях откладывается количество баллов, имеющих положительное значение.  Затем полученные величины на каждой оси соединяются линиями. Эти линии образуют стороны треугольника. Таким образом, лепестковая диаграмма выстраивается в виде треугольника.

Форма треугольника лепестковой диаграммы, полученная по результатам комплексной оценки качества образования в ОО, позволяет отнести школу к определённому кластеру.

 

 

 

Лепестковая диаграмма оценки качества образования

Лепестковая диаграмма при 100% позитивных оценок будет выглядеть как равносторонний треугольник, отражающий высокие результаты образования при выполнении всех условий организации образовательного процесса  и полного удовлетворения потребителей образовательных услуг.

В случаях, когда лепестки не будут иметь 100% позитивных оценок, возникают варианты типовых моделей качества деятельности образовательной организации. Возможны базовые типовые модели  качества деятельности образовательной организации. Для их обозначения мы используем условные названия-характеристики: «успешная школа», «социально-ориентированная школа», «результативная школа», «неэффективная школа», «школа завышенного имиджа», «школа недостаточного имиджа», «перспективная школа», «школа с результатами оценки ниже среднего уровня».

Апробация технологии показала удобную форму представления результатов оценки в виде лепестковой диаграммы, где разносторонний треугольник будет свидетельствовать о проблемах конкретной школы.

 

Оценка результативности деятельности МОУ Богородской СШ

Первое направление оценки качества образования в школе — оценка результативности деятельности образовательной организации. Технология оценки предполагает заполнение сотрудниками ОО информационной карты по трём разделам:

1) образовательная результативность (учебные и внеурочные достижения обучающихся);

2) социальная результативность;

3) экономическая результативность.

Образовательная результативность определяется на основе результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (учебные достижения) и участия детей в олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, конференциях НОУ различного уровня (внеурочные достижения).

Социальная результативность оценивается на основании показателей, связанных с участием педагогов в различных профессиональных конкурсах, а также отсутствием «отсева», правонарушений среди обучающихся, жалоб участников образовательного процесса, случаев травматизма, карантинов и других.

Экономическая результативность может оцениваться по показателям, характеризующим отсутствие просроченной задолженности по расчетам с поставщиками товаров, работ, услуг, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды; отсутствие выявленных контрольно-надзорными органами фактов нарушений в деятельности образовательной организации, в т.ч. финансово-хозяйственной, отсутствие дисциплинарных взысканий, примененных к руководителю образовательной организации в отчетном году.

Максимальное количество баллов по данному направлению оценки равно 26, что соответствует 100%. В ходе экспериментальной апробации эмпирическим путём было определено пороговое значение – 80%. В образовательных организациях, где данное значение не было достигнуто, результативность деятельности оценивается как низкая.

По итогам оценки в декабре 2015 года в МОУ Богородской СШ результативность деятельности составила 20 баллов из двадцати шести возможных  или 77%, то есть ниже порогового значения.

По шести показателям были присвоены нулевые значения:

1. Один ученик четвертого класса  из пяти обучающихся  не справился с итоговой работой, и теперь необходимо скорректировать его образовательную деятельность в основной школе, с учетом  индивидуальных особенностей и ключевых социально-психологических факторов, повлиявших на его развитие (здоровье, семейное воспитание, готовность к обучению в школе, результаты освоения образовательных программ по итогам каждого учебного года и т.д.).

2. В 2015 году по ключевым показателям учебной результативности были присвоены положительные значения: среднее значение количества баллов на ЕГЭ и ГИА по математике (ЕГЭ базовый уровень) и по русскому языку выше среднего балла по образовательным организациям Нижегородской области. Но среднее значение количества баллов на ЕГЭ по математике (профильный уровень) равно 43, что ниже среднего значения для школ Нижегородской области (46,51 баллов).

3. В школе не было  призеров и победителей предметных олимпиад на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровне. В этой связи целесообразно разработать целевую программу по работе с одарёнными детьми. Необходимо уделить особое внимание участию обучающихся в предметных олимпиадах на уровне школы и качеству этих олимпиад. Уровень школьных олимпиадных заданий должен соответствовать уровню  Всероссийской олимпиады школьников.  Второй аспект проблемы - мотивация педагогов к подготовке обучающихся  на соответствующем  уровне, которая может найти отражение в положении о стимулировании.

4. Руководителю школы был вынесен ряд предписаний контрольно-надзорных органов, что также соответствует нулевому значению показателя..

Таким образом, налицо дефициты, требующие принятия управленческих решений по проблемным зонам.

Полный перечень показателей результативности деятельности образовательной организации и оценка по ним приведены в приложении 10.2.

Оценка качества условий образовательной деятельности

в МОУ Богородской СШ

Информационная карта оценки качества условий образовательной деятельности в ОО содержит восемь направлений:

1) программно-методические условия;

2) организационно-педагогические условия;

3) кадровые условия;

4) информационно-образовательная среда;

5) материально-технические условия;

6) медико-оздоровительное сопровождение обучающихся;

7) создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

8) организационно-управленческие условия.

По всем направлениям оценки количество баллов, которое максимально может набрать образовательная организация,  равно 55 баллам (100%), пороговое значение выше или равно 80%. В МОУ Богородской СШ в декабре 2015 года условия образовательной деятельности соответствовали норме на 46 баллов (84%).

Но по девяти показателям присвоены нулевые значения:

1) В соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Ст.47, п. 5.2.) все педагогические работники школы должны пройти программы повышения квалификации в течение последних 3 лет. В МОУ Богородской СШ к ноябрю 2015 года только 93% педагогических работников прошли обучение. Необходимо спланировать обязательное обучение для всех, не реже чем раз в три года.

2) Педагоги школы пока не реализуют образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

3) Для качественной организации образовательного процесса большое значение имеют материально-технические условия. С вступлением в действие ФГОС основного общего образования значительно возросли требования к оснащенности кабинетов. Руководители школы в информационной карте отметили, что разделу «Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса» программы преподавания предмета основной образовательной программы школы не соответствуют кабинеты «Изобразительное искусство», музыки и «Основы безопасной жизнедеятельности».

4) В школе нет полностью оборудованной территории для реализации раздела «Легкая атлетика» рабочей программы по физической культуре (размеченные дорожки для бега со специальным покрытием, оборудованный сектор для метания и яма для прыжков в длину).

5) В Богородской СШ можно усилить  безопасность образовательного процесса за счет устройства пожарных кранов и рукавов. Сегодня в школе не используется система видеонаблюдения, хотя её применение может, как предупредить нарушения общественного порядка на территории образовательной организации, так и помочь в устранении последствий возможных нарушений.

7) На официальном сайте Богородской школы не был представлен отчет по результатам самообследования, что является нарушением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ Статьи 29. п. 2 и приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией"

В информационной карте по качеству условий организации образовательного процесса содержался ряд показателей, которые не оценивались, а лишь принимались к сведению:

1) Педагоги и руководители школы не приступили к разработке основной образовательной программы среднего (полного) образования. Безусловно, это задача на перспективу и актуальна она лишь для тех образовательных организаций, которые приступили к реализации ФГОС среднего (полного) образования в опережающем режиме.

2) В школе  осуществляются программы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, по ним занимаются двое обучающихся.

3) В Богородской СШ нет второй смены, все обучающиеся занимаются в первую смену.

4) В школе только 5% обучающихся, углублённо изучающих отдельные предметы. Надо отметить, что количество  обучающихся, углубленно изучающихся отдельные предметы в образовательных организациях Нижегородской области очень мало – 3,3%.

5) Численность обучающихся в Богородской школе в расчете на одного педагогического работника – 4,64 человек, что значительно ниже  показателя, зафиксированного в Распоряжении Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2013 года №429-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования Нижегородской области». В данном документе на 2015 год зафиксировано значение 14,2 обучающихся на одного педагогического работника.

6) Процент учителей в возрасте до 35 лет в Богородской школе  в 2015 году равен 18%, что близко к выполнению «Дорожной карты Нижегородской области» - 20%.

7) В Богородской СШ  есть доступ к сети Интернет, но его качество не обеспечивает потребности школы в решении образовательных задач.

 

Полный перечень показателей качества условий образовательной деятельности и оценка по ним приведены в приложении 10.3.

Оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг МОУ Богородской СШ

Оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг производилась по результатам двух анкетных опросов «Родители о школе» и «Ученики о школе».

Групповой анкетный опрос «Родители о школе» проводился  в декабре 2015 года среди родителей 2-11 классов. Всего в МОУ Богородской СШ было опрошено 48 родителей, что составляет 74% от списочного состава семей обучающихся (65 обучающихся).  Данный анкетный опрос проводился во всех школах Воскресенского района Нижегородской области, общий объём выборки составил 1194 респондента. (Анкета дана в приложении 10.4.)

Сравнительные данные по удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в МОУ Богородской СШ даны в таблице №1.

Таблица 1

Сравнительная оценка  родителей обучающихся

качества образовательных услуг в МОУ Богородской СШ 

Воскресенского района  (декабрь 2015)

Показатель

Согласны + полностью согласны %

Богородская СШ

Среднее значение

1

Удовлетворенность качеством образования

96

88

2

Удовлетворённость образовательными программами, реализуемыми в учреждении

83

77

3

Удовлетворённость организацией работы с одаренными детьми

55

50

4

Удовлетворённость организацией системы дополнительного образования

81

85

5

Удовлетворённость организацией воспитательной работы

81

78

6

Удовлетворённость организацией режима обучения

96

89

7

Удовлетворённость доступностью различных видов обучения (индивидуальное, дистанционное, семейное образование и др.)

71

60

8

Удовлетворённость уровнем безопасности в ОУ

75

65

9

Удовлетворённость деятельностью ОУ по сохранению и укреплению здоровья

92

77

10

Удовлетворённость организацией медицинского обслуживания в учреждении

48

54

11

Удовлетворённость организацией горячего питания в учреждении

94

62

12

Удовлетворённость комфортностью школьной среды

92

82

13

Удовлетворённость организацией работы по профилактике правонарушений среди подростков

81

73

14

Удовлетворённость работой администрации образовательного учреждения

98

88

15

Удовлетворённость качеством педагогических кадров учреждения

88

89

16

Удовлетворённость материально-техническим оснащением образовательного процесса

89

81

17

Удовлетворённость работой органов общественного самоуправления

79

78

18

Удовлетворённость организацией системы информации о деятельности учреждения

96

90

 

Абсолютное большинство (96%) родителей обучающихся Богородской СШ согласились с утверждением: «Школа даёт качественное среднее образование».

На  самом высоком уровне родители оценили квалификацию руководящих кадров ОО (98%), систему информирования о деятельности школы (96%), удобство режима обучения (96%), вкусное горячее питание (94%), комфортность школьной среды (92%), деятельность по сохранению и укреплению здоровья (92%).

Высоко  родители оценили материально-техническое оснащение (89%),  квалификацию педагогических кадров (88%), образовательные программы (83%), систему дополнительного образования (81%), организацию воспитательного процесса (81%), профилактику  правонарушений среди подростков (81%), работу органов общественного самоуправления (79%), уровень безопасности (75%), доступность различных видов обучения (индивидуального, дистанционного, семейного) (71%).

Низкие оценки родителей получили организация работы с одарёнными детьми (55%), медицинское обслуживание (48%), 

Если соотносить оценки родителей обучающихся МОУ Богородской СШ со средними  значениями оценок для всех школ Воскресенского района, то надо отметить, что по большинству позиций они выше средних значений.

Значительно превышают средние значения оценки:

- горячего питания (в Богородской школе - 94%, в среднем  - 62%),

- деятельности по здоровьесбережению (в Богородской школе - 92%, в среднем  - 77%),

- квалификации руководителей ОО (в Богородской школе - 98%, в среднем  - 88%),

- комфортности школьной среды (в Богородской школе - 92%, в среднем  - 82%).

Немного ниже среднего значения оценка медицинского обслуживания (в Богородской школе  она равна 48%), но и в средних значения для района этот показатель низкий (54%).

Примерно половина (53%) родителей обучающихся Богородской школы утвердительно ответили на вопрос «Рассматривали ли Вы при поступлении в данную школу наряду с ней другие возможные варианты или нет?», это означает, что был предоставлен выбор образовательной организации, и наиболее ответственные родители им воспользовались.

В оценке результатов школьного образования самым предпочтительным вариантом ответа является суждение «Ребёнок растет настоящим гражданином своей страны, патриотом» (96%). (См. таблицу №2)

Подавляющее большинство родителей (91%) считает, что ребёнок в школе  освоил много практических навыков, необходимых для жизни. Но только 60% согласились с утверждением «Ребенок сориентировался в мире профессий, освоил значимые для профессиональной деятельности навыки».

Оценки родителей обучающихся Богородской школы результатов образования выше средних значений для всех ОО Воскресенского района.

Таблица 2

Оценка родителями результатов образования в школе

Суждения

Согласен + полностью согласен (%)

Богородская СШ

Средние значения

1

Ребёнок растет настоящим гражданином своей страны, патриотом

96

85

2

Ребёнок стал более воспитан, приобрёл друзей

94

92

3

У ребёнка сформировано эстетическое восприятие мира, хороший вкус

94

80

4

Ребёнок освоил много практических навыков, необходимых для жизни

91

83

5

Ребёнок приобрёл хорошие знания в области естественнонаучных дисциплин (математика, физика, химия, биология и др.)

89

74

6

Ребёнок получил качественное образование в гуманитарной сфере (истории, литературы, русского языка, иностранного языка, обществознания и др.)

89

77

7

Ребёнок укрепил своё здоровье, физически окреп

89

75

8

Ребенку удалось проявить и развить свой талант, способности

79

73

9

Ребенок сориентировался в мире профессий, освоил значимые для профессиональной деятельности навыки

60

51

 

Анкетный опрос «Ученики о школе» проходил в 8-11 классах школы. Всего в  МОУ Богородской СШ было опрошено 13 учеников, что составляет 81% от списочного состава обучающихся 8-11 классов (всего 16 человек).  Опрос проходил во всех школах Воскресенского района, и объем выборки составил  432 обучающихся. (Анкета дана в приложении 10.5.)

Уровень удовлетворенности обучающихся качеством образовательных услуг МОУ Богородской СШ приведен в таблице №3.

Таблица 3

Сравнительная оценка  обучающимися

качества образовательных услуг МОУ Богородской СШ 

Воскресенского района  (декабрь 2015)

Показатель

Согласны + полностью согласны %

Богородская СШ

Среднее значение

1

Удовлетворенность качеством образования

100

95

2

Удовлетворённость образовательными программами, реализуемыми в учреждении

92

81

3

Удовлетворённость организацией работы с одаренными детьми

92

82

4

Удовлетворённость организацией системы дополнительного образования

100

87

5

Удовлетворённость организацией воспитательной работы

100

80

6

Удовлетворённость организацией режима обучения

92

80

7

Удовлетворённость доступностью различных видов обучения (индивидуальное, дистанционное, семейное воспитание и др.)

100

57

8

Удовлетворённость уровнем безопасности в ОУ

100

76

9

Удовлетворённость деятельностью ОУ по сохранению и укреплению здоровья

100

86

10

Удовлетворённость организацией медицинского обслуживания в учреждении

54

59

11

Удовлетворённость организацией горячего питания в учреждении

100

62

12

Удовлетворённость комфортностью школьной среды

92

85

13

Удовлетворённость организацией работы по профилактике правонарушений среди подростков

100

69

14

Удовлетворённость работой администрации образовательного учреждения

100

89

15

Удовлетворённость качеством педагогических кадров учреждения

100

91

16

Удовлетворённость материально-техническим оснащением образовательного процесса

100

87

17

Удовлетворённость работой органов общественного самоуправления

75

78

18

Удовлетворённость организацией системы информации о деятельности учреждения

100

82

 

Все обучающиеся (100%) подтвердили, что «школа даёт хорошее среднее образование».

Все обучающиеся (100%), принимавшие участие в анкетном опросе, поставили высокие оценки (4 и 5) по большинству переменных: квалификация педагогов и руководителей школы, воспитательная работа, организация системы дополнительного образования, доступность различных видов обучения (индивидуального, дистанционного, семейного), уровень безопасности, деятельность по здоровьесбережению, горячее питание, профилактика правонарушений среди подростком, материально-техническое оснащение, система информации о деятельности школы.

При оценке образовательных программ, режима обучения и комфортности школьной среды один ребёнок затруднился с выбором ответа, и по этим переменным достигнут результат 92%.

Трое ребят не согласились с утверждением «Активно работают органы ученического самоуправления (совет старшеклассников, ученический совет и др.) и к их мнению прислушиваются», итоговая оценка – 75%.

Только семь человек из 13 респондентов (54%) положительно оценили качество медицинского обслуживания в школе.

Достаточно трудно сопоставлять результаты опроса тринадцати учеников Богородской школы с данными, полученными при исследовании во всех школах Воскресенского района (432 респондента), слишком большая разница в количестве опрошенных, но формально нужно признать, что по всем переменным  оценки, кроме одной, результаты опроса обучающихся в Богородской школе превышают средние значения для школ Воскресенского района.

Единственная переменная, по которой результаты оценки обучающихся Богородской школы ниже средних значений – это удовлетворенность работой органов ученического самоуправления (75% против 78%)

При оценке результатов образования в школе все старшеклассники (100%) выбрали высокие баллы (4 и 5) при оценке таких суждений как:

- «Стал более воспитанным, приобрёл друзей»,

- «Стал настоящим гражданином своей страны, патриотом»,

- «Укрепил своё здоровье, физически окреп»,

- «Получил качественное образование в гуманитарной сфере (истории, литературы, русского языка, иностранного языка, обществознания и др.)»,

- «Освоил много практических навыков, необходимых для жизни».

Один обучающийся не согласился с тем, что в результате школьного образования он «приобрел хорошие знания в области естественнонаучных дисциплин (математика, физика, химия, биология и др.)», и ещё один респондент не определился, удалось ему в школе или нет проявить свой талант, развить способности.

Даже на такой маленькой выборке, какая была сформирована  в Богородской  школе, подтверждается факт, что  самое последнее место в оценках обучающихся результатов школьного образования, занимает «готовность обучающихся к выбору профессии». (См. таблицу 4)

Таблица 4

Оценка обучающимися результатов образования в школе

 

Суждения

Согласен + полностью согласен (%)

Богородская СШ

Средние значения

1

Стал более воспитанным, приобрёл друзей

100

94

2

Стал настоящим гражданином своей страны, патриотом

100

84

3

Укрепил своё здоровье, физически окреп

100

80

4

Получил качественное образование в гуманитарной сфере (истории, литературы, русского языка, иностранного языка, обществознания и др.)

100

84

5

Освоил много практических навыков, необходимых для жизни

100

83

6

Удалось проявить и развить свой талант, способности

92

76

7

Приобрел хорошие знания в области естественнонаучных дисциплин (математика, физика, химия, биология и др.)

92

83

8

Сформировал эстетическое восприятие мира, хороший вкус

85

82

9

Сориентировался в мире профессий, освоил значимые для профессиональной деятельности навыки

85

69

 

Если сравнивать оценки обучающихся и родителей качества образовательных услуг Богородской школы, то надо отметить, одно существенное отклонение в положительную сторону. (См. таблицу №5)

Обучающиеся выше оценивают работу с одаренными детьми. В анкете для старшеклассников данная переменная была выражена суждением: «Много образовательных программ, в которых можно проявить свои таланты и способности (конкурсы, НОУ, олимпиады, конференции и т. п.)». В анкете для родителей это положение было сформулировано как «наличие интересных образовательных программ для одаренных детей». Свои положительные оценки о работе с одаренными детьми высказали 92% обучающихся (12 респондентов из 13 опрошенных)  и только 55% родителей. Скорее всего, дети лучше осведомлены о разнообразных образовательных программах, в которых они принимают непосредственное участие. Родители мало знают об этой стороне деятельности образовательного учреждения.

Таблица 5

Оценка  потребителями качества образовательных услуг

МОУ Богородской СШ Воскресенского района

(декабрь 2015 года)

Показатель

Согласны + полностью согласны %

Обучающиеся

Родители

1

Удовлетворенность качеством образования

100

96

2

Удовлетворённость образовательными программами, реализуемыми в учреждении

92

83

3

Удовлетворённость организацией работы с одаренными детьми

92

55

4

Удовлетворённость организацией системы дополнительного образования

100

81

5

Удовлетворённость организацией воспитательной работы

100

81

6

Удовлетворённость организацией режима обучения

92

96

7

Удовлетворённость доступностью различных видов обучения (индивидуальное, дистанционное, семейное образование и др.)

100

71

8

Удовлетворённость уровнем безопасности в ОУ

100

75

9

Удовлетворённость деятельностью ОУ по сохранению и укреплению здоровья

100

92

10

Удовлетворённость организацией медицинского обслуживания в учреждении

54

48

11

Удовлетворённость организацией горячего питания в учреждении

100

94

12

Удовлетворённость комфортностью школьной среды

92

92

13

Удовлетворённость организацией работы по профилактике правонарушений среди подростков

100

81

14

Удовлетворённость работой администрации образовательного учреждения

100

98

15

Удовлетворённость качеством педагогических кадров учреждения

100

88

16

Удовлетворённость материально-техническим оснащением образовательного процесса

100

89

17

Удовлетворённость работой органов общественного самоуправления

75

79

18

Удовлетворённость организацией системы информации о деятельности учреждения

100

96

 

В целом обучающиеся выше оценивают качество образования в школе, чем родители, но в одном вопросе их мнения совпадают: они не удовлетворены медицинским обслуживанием.

Для оценки уровня удовлетворенности потребителей образовательных услуг значение каждого показателя оценивается в 1 или 0 баллов  в соответствии с выраженностью или отсутствием признака: 1 балл присваивается признакам, получившим положительную оценку 50% и более потребителей (≥50% респондентов согласны с данным утверждением). Оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг МОУ Богородской СШ Воскресенского района Нижегородской области представлена в таблице №6.

Таблица 6

Уровень удовлетворенности  потребителей качеством образовательных услуг

МОУ Богородской СШ Воскресенского района (декабрь 2015 года)

Показатель

Оценка (балл)

Обучающиеся

Родители

1

Удовлетворенность качеством образования

1

1

2

Удовлетворённость образовательными программами, реализуемыми в учреждении

1

1

3

Удовлетворённость организацией работы с одаренными детьми

1

1

4

Удовлетворённость организацией системы дополнительного образования

1

1

5

Удовлетворённость организацией воспитательной работы

1

1

6

Удовлетворённость организацией режима обучения

1

1

7

Удовлетворённость доступностью различных видов обучения (индивидуальное, дистанционное, семейное воспитание и др.)

1

1

8

Удовлетворённость уровнем безопасности в ОУ

1

1

9

Удовлетворённость деятельностью ОУ по сохранению и укреплению здоровья

1

1

10

Удовлетворённость организацией медицинского обслуживания в учреждении

1

0

11

Удовлетворённость организацией горячего питания в учреждении

1

1

12

Удовлетворённость комфортностью школьной среды

1

1

13

Удовлетворённость организацией работы по профилактике правонарушений среди подростков

1

1

14

Удовлетворённость работой администрации образовательного учреждения

1

1

15

Удовлетворённость качеством педагогических кадров учреждения

1

1

16

Удовлетворённость материально-техническим оснащением образовательного процесса

1

1

17

Удовлетворённость работой органов общественного самоуправления

1

1

18

Удовлетворённость организацией системы информации о деятельности учреждения

1

1

Всего

18

17

Сумма

35 баллов = 97%

 

 

Высокий уровень удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг соответствует сумме баллов от 36 до 29 баллов или от 100% до 80%. Если анализировать суммарно уровень удовлетворенности родителей и старшеклассников качеством образовательных услуг, то в МОУ Богородской СШ  набрано 35 баллов, что соответствует 97%.

 

 

Заключение

Сопоставив три полученных параметра в лепестковой диаграмме, мы получаем модель качества образования в МОУ Богородской СШ Воскресенского района  Нижегородской области в 2015 году. (рис. 1). Такую графическую модель легко соотнести с типовой моделью, являющейся образом того или иного кластера, к которому относится школа.

 

Модель качества образования

в МОУ Богородской СШ Воскресенского района

Нижегородской области в 2015 году

Модель качества образования в МОУ Богородской СШ Воскресенского района Нижегородской области соответствует кластеру «Социально-ориентированная школа».

Оценка результативности деятельности данной образовательной организации соответствует 77%.

Оценка качества условий образовательного процесса находится на уровне 84%

Оценка уровня удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг равна 97%.

Педагогическому коллективу Богородской школы удается  соблюдать большинство требований к условиям организации образовательного процесса, но есть отдельные проблемы в обеспечении, которые выходят за рамки компетенции руководителей школы, например, отсутствие кабинетов для обучения «Музыке», «Изобразительному искусству», «Основам безопасной жизнедеятельности». Данный дефицит наблюдается во многих школах района: в 10 школах нет отдельного кабинета ИЗО, в 9 школах нет кабинета музыки, в 3 школах отсутствует кабинет ОБЖ, в 2 школах занятия физики ведутся в приспособленных кабинетах.

Причина этого дефицита в отсутствии специалистов по ряду дисциплин, и преподавании нескольких предметов одним педагогом в одном кабинете.  Как правило, если учитель преподает русский язык, литературу и изобразительное искусство, то, как правило, обучение ведётся в кабинете, оснащенном  в соответствии с рабочими программами всех трёх предметов.

Можно предположить, что чаще всего в школах Воскресенского района отсутствуют специалисты по преподаванию музыки и «Изобразительного искусства». Насколько может обеспечить квалифицированное преподавание по этим предметам педагог, не имеющий специального образования?

Родители, а особенно обучающиеся,  высоко оценивают качество работы школы, в ней выполнены основные требования к условиям организации образовательного процесса, но результативность деятельности недостаточная. Педагогам удается достичь стабильных результатов обучения на базовом уровне, результаты ОГЭ в 2015 году были выше средних значений для региона, но уже на ЕГЭ по математике профильного уровня достичь среднего балла для Нижегородской области не удалось. Не было в школе в 2015 году ни одного победителя в  олимпиадах, творческих конкурсах,  конференциях НОУ.

При оценке образовательной результативности ОО мы должны учитывать и условия социокультурной среды, в которых развивается школа. Педагогическая практика показывает, что определяющим фактором, формирующим образовательные потребности детей, являются образовательные традиции, сложившиеся в семье. Уровень полученного родителями образования — выражение этой традиции. Образовательный статус родителей обучающихся Богородской СШ представлен в таблице №7.

Таблица №7

Уровень образования родителей обучающихся

МОУ Богородской СШ

Воскресенского района (декабрь 2015)

 

Уровень образования

Богородская СШ

Среднее значение для школ Воскресенского района

Неполное среднее

5

6

Среднее

23

16

Среднее специальное

36

43

Незаконченное высшее

2

5

Высшее

34

30

Всего

100

100

 

Большинство родителей учеников Богородской школы  имеют среднее и среднее профессиональное образование, и можно предположить, что их вполне удовлетворяет базовый уровень подготовки детей в школе, обеспечивающий получение аттестата об общем среднем образовании и позволяющий в дальнейшем освоить программы техникума.

Поддержка родителей и обучающихся -  положительный фактор в деятельности МОУ Богородской СШ, что говорит о высоком доверии со стороны потребителей.

Для выработки эффективных управленческих решений в дальнейшем необходим постоянный мониторинг качества образования по обозначенным параметрам.