+7(831)63-354-25
Нижегородская обл.,Воскресенский район,
село Богородское ул. Комсомольская д.9б
Методический семинар
Добро пожаловать на сайт МОУ Богородская СШ!

Методический семинар

 


МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ.

Я впервые представляю  мою педагогическую концепцию на конкурсе

"Учитель года - 2016".

          Лучшим учителем для человека является время. Все 17 лет, что  проработал в школе, я ищу главную идею, которая сделает мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников .

           В настоящее время у меня более 35 учащихся. Все они очень разные. Как сделать так, чтобы заинтересовать их моим предметом?

           Как сделать так, чтобы в течение 45 минут они все работали?

           Как сделать так, чтобы знания, полученные на моих уроках, использовались и в повседневности?

            Дать ответ на эти вопросы нелегко. Прежде всего существенную роль играет урок.

             И как говорит  педагог Михаил Николаевич Скаткин: «Урок - клеточка педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

            Именно на уроке учитель и ученик проявляют совместную активную познавательную деятельность в отношении к предмету, друг другу. Из предметов школьного расписания география — наука богатая, обществоведческая…

            Как много значит при подготовке отобрать главное, существенное! Как важны знания педагогики, методики, психологии! Мое педагогическое кредо — видеть в своем ученике личность — индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками.

             Я – учитель! Моя задача – связать предмет географии с реальной жизнью, заинтересовать ученика предметом, на каждом этапе обучения создать положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы полнее раскрыть его как личность.

              В основе  моей работы является позиция, что роль учителя - быть не над учеником, а рядом с учеником. Однако , мой опыт подтверждает, что есть ещё ситуации, когда я, учитель, нахожусь в позиции обучения и НАД учеником, и ПОД учеником… Ян Амос Коменский  говорил: «Обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое»

             Для себя я определил, что прогнозирование положительного результата является одним из ведущих принципов педагогической деятельности учителя, но для достижения позитивного итога работы необходимо глубокое знание предмета и широта кругозора, серьезное, уважительное, партнерское отношение к ученику, честность и искренность во взаимоотношениях, всё то, что было близко Константину Дмитриевичу Ушинскому.

            Начиная с “мелочи” и “детали”, я рассуждаю, ищу, спорю, ошибаюсь и исправляюсь, доходя до больших обобщений: от детали — через поиск — к обобщениям. И иногда поиск, начатый на уроке, продолжался за его пределами, а в некоторых вопросах продолжается и поныне…

             Я считаю, что будущее не только за интегрированными уроками, но и за метапредметностью. Иногда трудно определить, какой из школьных предметов – ведущий, ведь урок для нас, это кусочек прожитой жизни…

             Моя позиция учителя – это позиция консультанта, осуществляющего «развивающую помощь». А методы, стимулирующие ученика, разные:

  • постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных;
  • использование различных источников знаний – людей, опытов, книг, ресурсов сети Интернет;
  • организация работы в группах разного состава;
  • игра, погружение в предмет. 

Мои методы обучения:

  • Проблемное изложение .  
  • Исследовательский.   
  • Объяснительно-иллюстративный.  
  • Частично-поисковый . 
  • Репродуктивный.

            И вместе с тем, немаловажную роль в моей работе играют современные технологии и компьютер.

Компьютер является инструментом учителя для подготовки к уроку.

С его помощью учитель:

  • создаёт дидактический материал
  • готовит наглядный материал (схемы, таблицы, иллюстрации, презентации)
  • использует информационные ресурсы сети Интернет
  • пользуется электронной почтой и участвует в сетевых педагогических сообществах,

 

 Но я не настолько наивен, чтобы считать наличие компьютера или мультимедийной доски признаком современного учителя или урока 21 века!!!!

           Всё это позволяет сделать уроки интереснее и разнообразнее, пробуждает в школьниках интерес к изучаемому предмету, любовь и бережное отношение к своей стране.

             Интернет стал одним из самых важных атрибутов современности. Глобальная информационная сеть таит в себе множество возможностей, которые могут быть использованы учителем в учебном процессе.

             И для этого педагогу нужно научиться самому ориентироваться в бескрайних глубинах сети, то есть находить нужное, отбрасывать лишнее. Кроме этого, компьютер, подключенный к Интернету или информация, предварительно взятая в сети и необходимым образом подготовленная и адаптированная к учебному материалу, может быть использована при моделировании инновационных уроков.

             Отныне моя педагогическая концепция включает в себя и ту позицию, что дистанционное образование – это очень эффективно!! 

              С 2007 года меня интересует интеграция географии с краеведением, биологией, экологией, в которой ведущее место занимает повышение мотивации учащихся к изучению родного края. С этой целью мною разработаны и проведены циклы уроков, посвящённые географическим названиям,  , памятникам природы,  разработана программа для 6 класса «Живая география».

           ОВЛАДЕНИЕ ГЕОГРАФИЕЙ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ!!

              В своей работе я использую различные формы воспитательной работы, особое место среди  них занимают   экскурсии   детей по интереснейшим местам нашего Нижегородского края,.

              Для меня НИКОГДА не вставал вопрос: Что выбрать – обучение или воспитание….  Исхожу из того, что воспитанный ребёнок НИКОГДА не допустит того, чтобы остаться необразованным, вот почему можно с уверенностью сказать, что моя педагогическая концепция – ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ.

               Систематическое использование ресурсов Интернет, изучение   опыта коллег со всей России  позволили мне по-новому взглянуть на оформление разработок к урокам, содержание и наполнение уроков. Учитель не должен стоять на месте, а должен развиваться, принимать участие в конкурсах, чтобы не только проявить себя, но и узнать что-то новое, ведь я «принимаю участие» в создании нашей новой школы, ращу в себе НОВОГО учителя! 

Теперь об исследовательской работе.

              Применение компьютера на уроке разными специалистами оценивается по-разному. Вместе с тем полного отрицания использования компьютера в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере, целесообразности и месте компьютера в обучении. Однако приход компьютера в школу неизбежен, он во многом  облегчил труд учителя, особенно рутинного характера. Вводить компьютерные элементы можно в уроки любых предметов. Меня, как учителя географии, заинтересовала проблема применения информационных технологий по предмету и во внеурочной деятельности.

               Мои исследования показали, что   по решаемым  педагогическим задачам образовательные средства ИКТ можно классифицировать на:       

а) средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

б) средства практической подготовки (задачники, практикумы, тренажеры);

в) вспомогательные средства (энциклопедии, словари, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

г) комплексные средства (дистационные учебные курсы).

             По функциям в организации образовательного процесса выделяют

 а) информационно-обучающие ,
 б) интерактивные  
 в) поисковые ресурсы,

            А по типу информации считаю правильным разделить образовательные ресурсы на

а) ресурсы с текстовой информацией ( учебники, тесты, словари, энциклопедии,);

б) ресурсы с визуальной информацией (коллекции фотографий, портретов, иллюстраций);

в) электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуки природных явлений).

   

В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии. Все  они имеют примерно аналогичную структуру:

·        Собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса

·        Мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса

·        Интерактивный практикум

·        Контрольные вопросы и тесты

·        Словарь терминов и понятий, список персоналий

·        Блок дистанционного обучения .

 А теперь о моих планах:

              В проекте на 2015-2016 учебный год  -  апробация мультимедийного учебника  «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»; учебников виртуальной школы Кирилла и Мефодия за курсы 6-10 классов и издательства «Дрофа», а также Электронных образовательных ресурсов Федерального центра информационно-образовательных ресурсов  и единого окна доступа к образовательным ресурсам.

              Упомянутые мною электронные пособия, это усложнённые презентации, которые становятся все более актуальными в учебном процессе – как эффективный способ представления информации.

              Они помогают сделать подачу нового материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

               Процесс обучения проходит более успешно, так как учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включения видеофрагментов.

                 Работа с презентацией открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых элементов.

                 Я прекрасно понимаю, что технологический прорыв общества в последние годы нацелил современного ребенка на поглощение информации, поэтому и я всегда в сомнениях, всегда в поиске.

                 На своих уроках я стараюсь организовать живой процесс обучения, где память играет только вспомогательную роль. Это и учебное исследование, решение проблем выдвижения и проверки гипотез, рефлексивное, критическое, творческое мышление, моделирование, аргументация.

                В результате использования на уроках мультимедийных технологий произошло повышение мотивации учащихся к изучению географии; наблюдается самостоятельное участие учащихся в Интернет-олимпиадах и Интернет-конкурсах по географии. Часто учащиеся сами ищут необходимую информацию в интернете.

                Поисковый подход предполагает обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, создает возможность самостоятельно развивать учащимся свой новый опыт, и они уже не просто «скачивают» рефераты из Интернета или с диска, а ведут избирательный поиск необходимой им информации с этих носителей, не переписывают чужую работу по заданной теме, выдавая ее за свой проект, а действительно работают над той темой, которая их интересует. Вот они, мои результаты, это успехи моих учеников.

                  Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. В результате опросов, анкетирования, учащиеся называют географию одним из самых интересных предметов, стремятся реализовать себя в разнообразных мероприятиях по предмету.

 

            Таким образом, моя педагогическая концепция имеет, на мой взгляд, убедительное подтверждение!!

            Я знаю сильные и слабые стороны своего стиля преподавания, открыт для всего нового и это расширяет мои педагогические возможности, даёт пищу для размышлений, самоанализа и постоянного корректирования своей работы, чтобы стать Новым Учителем Нашей Новой Школы.